Alma Mater N 2 март 2001

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОСОЛ ПОСЕТИЛ ТГТУ

Очередным шагом в развитии деловых отношений между Тамбовской областью и Итальянской Республикой стал приезд в наш город посла Италии Д. Арагона.

В рамках однодневного визита удалось наметить несколько перспективных проектов, в частности, в промышленной сфере. Но не только этот сектор заинтересовал итальянского дипломата. Состоялось и его знакомство с высшим образованием Тамбовщины: господин Арагона посетил Тамбовский государственный технический университет, где встретился с руководством вуза. Именитый гость познакомился с деятельностью ТГТУ, его работой в сфере информатизации и международных связей. Ректор С.В. Мищенко передал итальянскому послу два проекта договоров по сотрудничеству технического университета с вузами Италии. Ученые ТГТУ рассматривают состоявшуюся деловую встречу как возможность расширения международных связей в сфере интернационализации образования и дальнейшего развития системы непрерывного образования.

Соб. инф.

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ: ШКОЛА-ВУЗ

Всероссийская конференция "Актуальные проблемы интеграции средней и высшей ступеней региональной системы непрерывного образования" состоялась в Тамбове. Инициатором ее проведения и главным организатором выступил Тамбовский технический госуниверситет.

Также в числе устроителей - институт "Открытое общество", выделивший грант на проведение конференции, Министерство образования, администрация Тамбовской области.

Представители нескольких десятков регионов два дня обсуждали проблемы и перспективы интеграции школы и вуза. Системное управление развитием образования в регионах, механизмы взаимодействия средней и высшей школы, новые модели обучения и современные информационные технологии - таков был спектр поднятых на уровень дискуссии тем.

Говорили о том, что вузы могут и обязаны сыграть "первую скрипку" в создании в своих регионах системы непрерывного образования - так называемого "обучения через всю жизнь", которое обязательно станет приметой XXI века. В этой связи обсуждалась роль инновационных учреждений - лицеев и гимназий, обучение в которых приближено к университетскому, а сам образовательный процесс ведется при непосредственном участии преподавателей вузов.

Уделили внимание и вопросу подготовки сельских школьников. Как обеспечить сельским ребятишкам тот же уровень образования, что и городским школьникам? В ряду мер главная, по мнению участников конференции - это компьютеризация и подключение к сети Интернет сельских школ. В этой связи собравшихся заинтересовал доклад ректора ТГТУ С.В. Мищенко о роли университета в информатизации образования на Тамбовщине и подключении к образовательной сети отдаленных школ - сатинской и тулиновской.

По итогам работы конференции была принята резолюция. Участники обратились с предложениями в Министерство образования и к администрациям субъектов Федерации.

Ольга ГРИПИЧ

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Доклады, выездные заседания, круглые столы, обмен опытом, дискуссии, споры - участникам конференции едва хватило двух дней, чтобы обсудить все вопросы. Так что же им показалось наиболее важным и актуальным?

Н.Е. Хворов, начальник Управления образования и науки администрации Тамбовской области:

- Нас не может не заботить качество обучения в сельских школах. Один из путей решения проблемы, как и отмечалось на конференции - это компьютеризация школ. Также, чтобы подтянуть уровень знаний сельских ребят, целесообразно, на мой взгляд, на базе районных центров создать подготовительные курсы. Раз в неделю преподаватели вузов могли бы читать там лекции. Вот, пожалуйста, одна из сторон сотрудничества вуза и школы.

В области, конечно, определенный опыт накоплен. И я очень рассчитываю, что эта конференция подтолкнет Министерство образования и институт "Открытое общество" на поддержку наших проектов, например, проекта по возрождению многоукладной сельской школы как центра развития образования, воспитания и культуры на селе.

Н.С. Попов, проректор ТГТУ по международным связям:

- Проблемы интеграции, в том числе и в сфере образования - вопрос не узконациональный. Пути их решения рассматривают и в европейских странах - Германии, Франции, Дании, Великобритании. И интересно то, что решения находятся те же, что и у нас - подготовительные курсы в вузах, создание совместными усилиями научных лабораторий, удовлетворяющих интересы и школы и вуза и т.д. И я думаю вот что: в вопросах интеграции образования России впору самой делиться опытом с другими странами. Ведь наше образование до сих пор весомо на международном рынке образовательных услуг. Просто нам не всегда хватает усидчивости и методичности в реализации замыслов.

И.В. Силантьев, ученый секретарь специализированного научно-учебного центра Новосибирского госуниверситета:

- Самое интересное и полезное, что нам удалось услышать - это не какие-то общетеоретические построения относительно проблем непрерывности образования и интеграции, а изложение реального опыта: что и как сделано в конкретном городе, как школы включаются в сферу влияния высшего образования. Было чем поделиться и мне - это 40-летние традиции новосибирской физико-математической школы, которая сейчас входит в состав университета и именуется научно-учебным центром.

Заинтересовал опыт других регионов. Например, доклад ректора ТГТУ С.В. Мищенко об информатизации образования в Тамбовской области был исключительно полезен и интересен. На мой взгляд, уникальный опыт.

Р.М. Шерайзина, ректор института непрерывного педагогического образования Новгородского госуниверситета:

- Посмотрите, в "жизненном" цикле любой системы наступает период спада - регресс. Процессы же интеграции разных структур, например, образовательных, помогут через объединение развиваться дальше. XXI век - век образования. И только через него будут развиваться наши регионы. Когда, например, в Новгородской области подняли вопрос о разработке концепции ее социально-экономического развития - за дело взялись ученые нашего университета.

Ольга ГРИПИЧ

ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

В рамках конференции ее участники смогли познакомиться с работой многопрофильного лицея при ТГТУ и муниципального областного лицея с интернатом для одаренных детей при ТГТУ.

В середине 90-х ТГТУ в целях дальнейшего развития непрерывного образования в области поставил перед собой задачу поиска и обучения одаренных детей из сельской местности для подготовки к поступлению и учебе в вузах. Из многолетнего опыта приема вступительных экзаменов было замечено, что подростки-селяне, даже способные, из-за слабой подготовки зачастую не могут пройти экзаменационные испытания. Но практика работы на заочных подготовительных курсах показала, что именно эти дети отличаются упорством в овладении знаниями. Поэтому при создании на базе школы N13 муниципального областного лицея с интернатом для одаренных детей при ТГТУ ставка была сделана на ребят из районов.

Воспитанникам предоставляется возможность не только обучаться у квалифицированных преподавателей университета в его кабинетах и лабораториях, иметь доступ к современным приборам и средствам новых информационных технологий, заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и постоянно проживать в студенческом общежитии, специально отремонтированном и оснащенном всем необходимым. Понимая важность адаптации ребенка к новым условиям, особое внимание здесь уделяют психолого-педагогической работе. И уже сейчас можно говорить об успешном опыте создания учебного заведения интернатского типа при техническом вузе.

В настоящее время в ТГТУ сложилась разветвленная система довузовского образования. Три школы (N6, 13, 21) получили статус лицеев. На базе ПТУ N17 создано профессиональное училище начальной профессиональной подготовки при ТГТУ. Работают подготовительное отделение и подготовительные курсы. Заключены соглашения с рядом школ о совместной деятельности в подготовке абитуриентов.

Инна ПОЛЬШИНА

БАЦ, БАЦ И В ЯБЛОЧКО!

Рев моторов, грохот снарядов, шум боя, тревожный стук азбуки Морзе... Где-то слева позывные: "Тополь, тополь,я - береза, ответьте"... Справа: "Батарея, огонь!"...

"Что это, - недоумевая, спросите вы, - строки из рассказа о войне?" Нет, уважаемый читатель, всего лишь описание атмосферы, в которую вы попали бы, зайдя на военный факультет во время практических занятий.

В хорошо оснащенных армейскими средствами связи классах обучаются радиотелеграфисты. Звуковое и световое оформление максимально приближает их к боевым условиям. Артиллеристы же тонкости военного дела познают на имитационных и учебных полигонах, а также с помощью компьютерных программ.

Информатизация учебного процесса - одно из стратегических направлений развития вуза. Следуя ему, преподаватели факультета разработали пять электронных учебников, три из которых по стрельбе и управлению, а два - по военно-специальной подготовке. Программы, надо сказать, удались. Даже мне, не имеющей никакого отношения к армии, захотелось освоить военную науку. Представьте себе следующее. Дана задача - обнаружить и уничтожить цель. Вы все выполняете и за результатами смотрите в бинокль (именно таким, как сквозь линзы бинокля, предстает изображение поля на экране). А там все взрывается, полыхает пламя - реалистичность потрясающая. После такого наглядного опыта студентам будет гораздо проще освоиться на настоящем полигоне, и неточных ударов во время летних сборов будет меньше.

Сейчас электронные учебники используются в основном для контроля знаний. Изучение же военного мастерства идет по обычным, печатным пособиям. Корпя над кандидатскими и докторскими диссертациями, занимаясь со студентами, преподаватели факультета параллельно создают методички, альбомы схем, другую обучающую литературу по военно-технической подготовке, радиационной, химической защите и т.д.

Военные помнят: качество знаний студентов зависит от качества обучения. Поэтому созданию современной учебной базы и высокому научному уровню преподавателей здесь уделяется большое внимание.

P.S. В канун 23 февраля с пожеланиями к студентам обратился начальник военного факультета Л.А. Харкевич: "Осваивайте военное дело добросовестно, любите нашу Родину и будьте ее достойными защитниками. Здоровья вам, успехов в учебе, счастья."

P.S.S. А редакция "А.М." поздравляет весь профессорско-преподавательский состав и студентов факультета с его четырехлетием, которое он отметил 14 февраля.

Инна ПОЛЬШИНА

ИНЖЕНЕР XXI ВЕКА

Состоявшийся в ТГТУ первый региональный семинар по инженерному образованию посвятили вопросам качества.

Обсуждали как совершенствование содержания и технологий обучения при подготовке инженеров, так и психолого-педагогическую "подкованность" преподавателей.

Во многих докладах звучала мысль об усилении практической компоненты. Речь шла не только о прохождении призводственной практики и работе в научных лабораториях, но и о методике подачи материала преподавателями. То есть элемент лекционности чаще должен заменяться активным участием студентов в изучении нового, ведь диалог или полилог эффективнее монолога. По мнению кандидат психологических наук Н. Грошева, выступившего на семинаре, в процессе занятий студенты должны регулярно встречаться с проблемными ситуациями, их нужно научить не только видеть, но и решать противоречия.

Но, к сожалению, новые формы занятий сейчас являются скорее исключением, чем правилом. Как отметила в своем докладе кандидат педагогических наук Е. Ракитина, даже начинающие преподаватели используют традиционные методики обучения. И обусловлено это тем, что большинство из них - сами выпускники и аспиранты тех кафедр, на которых начинают преподавать. А так как специальных педагогических знаний они не имеют, то перенимают опыт старших коллег. Таким образом преграждается возможность внедрения современных методик обучения.

Для ликвидации этой проблемы в ТГТУ открыт факультет повышения квалификации преподавателей, где большое внимание уделяется психологии и педагогике. Кстати сказать, свидетельство о получении дополнительного педагогического инженерного образования во многих вузах по новым требованиям является обязательным условием для допуска преподавателя к работе со студентами.

Подводя итоги семинара, можно сказать, что поднятые на нем вопросы действительно очень актуальны и поучаствовать в их обсуждении многим преподавателям было бы не только интересно, но и полезно. Тем временем, участники семинара подытожили: залог повышения качества инженерного образования - это совершенствование учебных программ и методик, внедрение инноваций и мультимедиа, психолого-педагогическая "подкованность" преподавателей.

Инна ПОЛЬШИНА

ШКОЛА БИЗНЕСА

Скоро исполнится полгода, как в ТГТУ на базе межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов открыта "Школа бизнеса".

Она помогает получить новые знания в различных областях экономики, повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку, получить вторую профессию.

Преподавание в школе ведется по трем основным специальностям: менеджмент, маркетинг, основы бизнеса. Дополнительно по каждой специальности ведется обучение по работе с компьютером. Разработано 7 специальных курсов: основы экономики, бизнес-планирование, рекламное дело, коммуникативные системы, маркетинг, управление финансами. Слушатели школы проходят обучение как в ТГТУ, так и непосредственно у себя на предприятиях и в организациях. Переподготовку уже прошли специалисты заводов "Подшипники скольжения" и "Пигмент".

После окончания выпускники получают сертификат, который считается действительным в течение 5 лет.

Инна ПОПОВА, гр. О- 21

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА В ТГТУ

Клиника по оказанию бесплатной юридической помощи населению действует при кафедре правоведения уже 2 года. Пятнадцать добровольцев, студенты 4-го, 5-го, а иногда и 3-го курсов трудятся здесь. Давая профессиональные консультации, они при этом не получают никакого материального вознаграждения. А на вопрос: "Не жалко ли проведенных в клинике часов?" постоянные работники службы, студентки 4-го курса Светлана Молочкова, Татьяна Меньшикова и Оксана Шепелева хором отвечают: "Нет, это же неоценимый опыт!". И, надо сказать, звучит это очень искренне.

Однозначно определить портрет клиентов консультации нельзя - обращаются как 25-летние, так и 65-летние. Чаще всего помощь требуется в решении семейных и пенсионных вопросов, имущественных и жилищных споров. Трудности у горожан возникают и при составлении жалоб, исковых заявлений.

Посетителями клиники бывают и люди, прежде уже обращавшиеся к практикующим юрисконсультам, но так и не получившие вразумительного ответа. Платить за то же самое второй раз кому-то не по карману, кому-то неудобно. Вот и приходят за помощью к студентам. А те им так толково и доходчиво разъясняют, что люди удивляются профессиональной грамотности будущих юристов и жалеют о ранее отданных деньгах.

- Мы стараемся посетителям объективно обрисовать ситуацию, показать ее с противоположной стороны, которую они под влиянием эмоций сами порой не могут увидеть, - говорит Светлана.

- Если надо, то и несколько раз повторим. Главное - человек должен уйти от нас с полным пониманием дела, - добавляет Оксана.

Общение с клиентом может быть как с глазу на глаз, так и групповым. Такая форма работы называется мозговой штурм (решение ищут несколько человек). По-началу опасались, что присутствие нескольких студентов будет смущать посетителей. Но, к счастью, с этим пока проблем не возникало. Да и студентам так удобнее.

- Сразу увереннее становишься, раскованнее. Не боишься ошибиться, - объясняет Татьяна.

- К сожалению, человеческая психология такова, что доверие к юристу часто подрывается, как только он начинает искать ответы в книгах. Но такое отношение не обосновано. Хороший юрист должен уметь ориентироваться в кодексах, законах, литературе, - консультирует один из руководителей клиники Вера Викторовна Корытина.

- Сейчас им не стыдно чего-то не знать - они студенты. Хуже, имея на руках диплом, остаться пустым, - подхватывает другой руководитель Людмила Васильевна Буланова.

Однако и ныне краснеть за студентов им не приходится, парни и девушки работают "на совесть". Если надо, то и дома будут корпеть над делом, "перелопатят" десятки нормативных актов из разных ветвей права. Вера Викторовна и Людмила Васильевна доверяют своим подопечным, но, в то же время, обязательно контролируют их действия. Для этого существуют опросные листы, где фиксируется, с какой проблемой пришел клиент, какие рекомендации ему были даны, какие при этом использовались нормативные акты.

Но лучшим доказательством качества работы консультации являются ее постоянные клиенты - те, кто и сам неоднократно обращался за советом, и друзей приводил. А такие, надо сказать, не редкость.

В клинике все работают, как говорится, за идею. Повышение правовой культуры населения, юридическая помощь ему, укрепление профессионализма студентов - вот к чему стремятся начинающие юристы и их руководители.

Но, к сожалению, не бывает "бочки меда без ложки дегтя". Для нормальной работы консультации ей должна быть обеспечена хорошая материальная база: помещение, телефон, литература, компьютер, бумага. Труд преподавателей, часами дополнительно занимающихся со студентами, тоже, безусловно, должен оплачиваться.

А что есть сейчас? Увы, почти ничего. Даже поддержки со стороны заведующего кафедрой, по словам руководителей клиники, не ощущается. Между тем, по недавно вышедшему приказу министерства, все вузы с юридическими специальностями должны иметь такую клинику. Согласно тому же приказу клиника должна оказывать юридическую помощь населению бесплатно, а следовательно, ее жизнеспособность напрямую зависит от материальной и моральной поддержки факультета.

Для объективности сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать заведующего кафедрой правоведения В.В. Никулина:

- Я не против клиники, даже обеими руками "за". Но только для этого должны быть подходящие условия, ведь люди приходят со своими личными проблемами. Ректорат в скором времени выделит для клиники аудиторию. Вопрос обеспечения литературой будет рассмотрен с библиотекой. Сейчас проблема находится на стадии разрешения.

Будем надеяться, что эта стадия не затянется. Ведь факультет должен быть заинтересован в выпуске высококлассных специалистов. Это его престиж. А клиника, как раз, - шанс студентам стать профессионалами.

Инна ПОЛЬШИНА

И ЧТОБЫ "ПЫЛЬ ИЗ-ПОД КОПЫТ"!

Найти достойную работу по специальности и заниматься ею без отрыва от учебы мечтают многие студенты. Но мало кому из очников это удается. Только ли в счастливом стечении обстоятельств дело?

Как считает юрист-пятикурсник Виталий Числин, возглавляющий фонд "Ваше право", главное - стремление:

- На пустом месте одним щелчком пальцев создать что-то нереально. Необходимы практика, опытные учителя, теоретическая подготовка, усидчивость и сообразительность.

Часто на пути к реализации мечты камнем преткновения становится финансовый вопрос. И по словам Виталия, ему самому тоже было бы не потянуть такое дело. Но нашлись люди, поверившие в силы и способности молодого юриста, те, кто на протяжении трех лет наблюдал за его профессиональным ростом от ведущего специалиста до начальника юридического отдела госструктуры и, в конечном счете, помогли.

Так в октябре 2000 года в нашем городе появился фонд "Ваше право", в задачи которого входит содействие развитию законодательных основ прав человека, системам правового воспитания, выпуск печатной продукции и многое другое. Основным ее направлением является оказание юридических услуг населению. И сегодня среди клиентов фонда можно встретить как небогатых бабушек, так и состоятельных бизнесменов.

Говорить о широкой работе фонда пока, конечно же, рано. Но начало в деле повышения правовой культуры общества положено. Речь идет о бесплатной газете "Вестник фонда "Ваше право". С ее страниц тамбовчане могут узнать об изменениях, произошедших в законодательстве, о своих правах, об идущих громких процессах и т.д.

Однако давайте вернемся к самой организации. Кто в ней работает, нашел ли Виталий место для своих друзей-студентов?

- Главный критерий при приеме - это наличие у человека опыта, делового подхода, цепкости и, конечно, теоретической подготовки. Блат и папа с мамой здесь не помогут. Предпочтение отдается выпускникам вузов, но есть и несколько студентов. Важны знания, энергия и чтобы - "пыль из-под копыт"!

Инна ПОЛЬШИНА

размышляя о научных открытиях...

мысли о "мыслях" паскаля

Людей, прославивших свое имя научными открытиями или заслугами в области искусства, культурный человек при наличии твердой памяти вспоминает максимум два раза в год: в день их рождения и смерти. Студент может случайно встретить полузабытое имя при подготовке к экзамену, когда перелистывает справочник и наталкивается на такую, например, фразу: "Наименование единице давления дано в честь французского ученого Блеза Паскаля (1623-1662)". Оперативная память на всякий случай информацию об имени и датах жизни сохранит, но только до экзамена ("профессор такой-то известен каверзными вопросами"), а потом выбросит за ненадобностью.Такая судьба ждет всех знаменитостей. Как личности они преданы забвению. Сохраняется память об открытии, да и то не надолго. Ну открыли кислород с углекислым газом, какая разница, кто, - дышали же и до этого, хотя и не знали, чем.

А между тем, совсем не безразлично знать, кто именно открыл тот или иной закон физики или написал известную симфонию. Знание о личности художника или ученого позволяет нам использовать его идею так, как он бы хотел этого, позволяет видеть оборотную сторону медали - нравственную проблему. Правдива ли легенда о том, что Энштейн уничтожил часть своих открытий? А если правдива - почему он это сделал? Как случилось, что второй том "Мертвых душ" был сожжен? Что за опасность видели авторы в своих работах?

Имея только голые формулы или вырванные из контекста цитаты, любой может употребить их по своему усмотрению: для создания нового оружия или нового идеологического монстра, способного запугать не только детей. Знание о целях автора освобождает нас от неверного толкования и использования его открытий.

Любой ученый стремится к истине, его открытия - способ ее познания. Мы пренебрегаем этим стремлением, мучительно пытаясь вызубрить формулы в ночь перед зачетом, забывая, что перед нами - лишь обрывки информации. Не пора ли соединить их в единую картину окружающей реальности?

Попробуем начать с ученого, имя которого традиционно связывают с физикой. Это Блез Паскаль, тот самый француз, о котором справочник по физике высказывается предельно лаконично. Жизнь его настолько удивительна, что на протяжении трехсот лет вызывает интерес не только у ученых, но и у писателей, философов и богословов.

Детство Блеза Паскаля было... впрочем, многие исследователи считают, что детства у него вообще не было. Посудите сами: папа Блеза, Этьен Паскаль, известный ученый того времени, сам занимался воспитанием сына и подходил к этому вопросу более чем серьезно. Мальчик с самого раннего возраста изучал сущность и взаимосвязь окружающих предметов, знал несколько языков и учился находить в них общие черты. Вот только о математике ему было запрещено говорить: папа считал, что для ребенка это слишком сложно. Сам ребенок, однако, так не считал. Узнав, что есть геометрия - наука, которая занимается построением правильных фигур и установлением пропорций между ними, - Блез заперся в детской и приступил к освоению новой области знаний. Правда, общеупотребимых терминов он не знал, и ему пришлось пользоваться собственными. Окружность он назвал "колечком", линию - "палочкой".

Он отдался изучению геометрии со всем детским энтузиазмом и добился потрясающих успехов. Однажды папаша, зайдя в детскую, застукал сына за доказательством 32-й теоремы первой книги Евклида (напоминаю: "Сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов"). Папа сел на пол и прослезился, после чего, слегка придя в себя, принес из библиотеки труды Архимеда, Аполлония и Паппа, а вскоре и Дезарга.

Обладая сильным интеллектом, Паскаль нередко размышлял о его возможностях, что привело его к идее создания искусственного интеллекта. В возрасте 19 лет Блез создает арифметическую машину. Теперь счет мог осуществляться гораздо проще и, главное, точнее. Не будем отвлекаться на историю создания "паскалева колеса" - так называли машину его современники. Остановимся на нравственной стороне вопроса. Блез Паскаль в 17 веке предсказал основную проблему науки нашего века, над которой все еще бьются ученые и которую обыгрывают фантасты: возможности искусственного интеллекта. В своем основном труде "Апология" (его из-за незавершенности принято называть просто "Мысли") ученый пишет: "Арифметическая машина осуществляет действия, которые ближе к действиям мысли, чем все, производимое животными, но она не делает ничего такого, что указывало бы на то, что у нее есть воля, как она есть у животных." Поставлена проблема, но рядом дано и разрешение ее: машина не имеет воли, а значит, должна только служить человеку, но не становится вершителем судеб и законодателем.

Паскаль уделял вопросам морали и нравственности гораздо больше внимания, чем проблемам физики и математики. К этому призвало его само время. VXII век - время царствования Людовика XIII, гениального правления Ришелье, время интриг, заговоров и зарождения европейской науки. Любой мыслящий человек должен был выбрать, на чьей стороне он играет, чьи интересы будут защищаться его идеями. Не случайно Паскаль с неудержимым французским темпераментом бросился в самое пекло идеологического поединка между крупнейшими религиозными системами. Он защищал сторону янсенистов, притесняемых иезуитами, в "Письмах к провинциалу", которые до сих пор ценятся как образец прекрасной прозы. Паскаль считал философию основой любой науки, а духовность - главной чертой человеческой личности. Если рассматривать научные открытия именно с этой точки зрения, то они отодвигаются на второй план по отношению к человеческой душе и ее потребностям. Не нужно ли и нам помнить об этом, заучивая перед экзаменом очередную теорему?

Елена ЧАСОВСКИХ,

аспирант кафедры русской филологии

НОМИНАНТ "ДЕБЮТА"

Алексей Шепелев - аспирант кафедры русской филологии ТГТУ, молодой поэт и прозаик, лидер авангардной рок-группы "Общество Зрелища", участник акций поэтической Академии Зауми тамбовского поэта С. Бирюкова.

Недавно Алексей стал номинантом престижной литературной премии "Дебют". Сегодня он - наш собеседник и гость.

- Алексей! Как ты стал участником "Дебюта"?

- Каждый, наверное, видел по TВ рекламный ролик со словами "Пушкин стал знаменит в 16 лет, Шолохов - в 22 года...".

Дело в том, что в конце 20 века создался, скажем так, литературный вакуум - нет или очень мало ярких имен и, особенно, имен молодых людей. Чтобы хоть частично восполнить этот пробел, известный писатель и историк Эдвард Радзинский при непосредственном участии авторитетной столичной газеты "Книжное обозрение" и организовал этот конкурс - независимую литературную премию "Дебют" для авторов до 25 лет. Пять победителей, видимо, уже получили по две тысячи долларов. Мне же это не "грозит"...

- Но хоть чем-то тебя наградили?

- Можно так сказать. Я получил письмо с поздравлением, в котором мне сообщили, что я прошел во второй тур: из 30 тысяч присланных работ авторитетное жюри, состоявшее из солидных критиков и писателей, выбрало 95, в том числе и мою.

- А есть ли в этом списке еще кто-то из тамбовцев?

- Нет, к сожалению... Но зато я увидел там несколько знакомых фамилий: Р. Карнизов (Воронеж), Д. Давыдов (Москва), Д. Суховей (Санкт-Петербург). Я довольно хорошо знаком с их творчеством по публикациям в журнале "Вавилон".

- Алексей! А с каким произведением ты выступил в "Дебюте"?

- С рассказом "Новая сестра" я прошел в номинации "малая проза". В прошлом году он был опубликован в уже названном журнале "Вавилон" (рассказ можно прочитать и в тамбовском издании "Город на Цне", N5 за 2001 год - прим. ред.)

- Ты - представитель студии "АЗ" Сергея Бирюкова. Что в ней сейчас происходит?

- Кстати сказать, это уже не студия, а литературное содружество. Руководитель С. Бирюков живет в настоящее время в Германии. Никакого лидерства нет, собираются раз в неделю поэты, прозаики, критики,журналисты. Все они - аспиранты тамбовских университетов. Приходят молодые... Недавно вышел в свет пробный номер газеты содружества "АЗ" "Блеф".

- Алексей! Твое творчество просится быть изданным уже отдельной книгой...

- Не знаю, не знаю... Мне, конечно, очень хотелось бы выпустить книжку. Но вся проблема - в деньгах. Вообще говоря, в провинции литературная жизнь трудна, потому что другие стандарты, другие вкусы...

- Помимо собственного художественного творчества ты ведь занимаешься и наукой?

- Рабочая тема моей диссертации - "Достоевский в творческом мире Набокова". Как известно, Набоков терпеть не мог своего великого предшественника и при любой публичной возможности буквально ранил его. Однако, анализируя романы Набокова, исследователи приходят к выводу о том, что влияние Достоевского на его творчество определяюще. Как такое может быть? Вот этот парадокс - один из моих давних интересов. Теперь я хочу обосновать с научной точки зрения свои интуитивные догадки. Я рад, что мой научный руководитель - профессор И. Попова - меня понимает и "разрешает" рассматривать даже одиозную тему о нимфомании у Достоевского-Набокова.

Алексей ИШИН, аспирант

кафедры русской филологии

***

Ручка твоя

без перчатки

горяча

невзначай коснулся

стучащего плеча

глаза пряча

землю качай

приучай

головой бить

в случай

как по кирпичам

нечастого

счастья

частный

несчастный

случай

***

Стихотворение

про березу под моим окном

Полосатый чулок на дереве

Даже с блеском упругой ноги -

"Я пришла, я примерию -

Мне помоги!"

***

Пять с половиной тонн листьев и яблок

на куб. сантиметр меня

Мать подловила в саду с сигаретой

за это дала ремня

Листья и листья - до тошноты

Яблочный гольф Ленки ногой

Курим и дурим в знак правоты

что волен я сделать все над собой

и тобой

***

ПРИНЦ ГОСПЛАНА

Имя Виктора Пелевина стало известно широкому читателю сравнительно недавно. Привлекает внимание сочность названий ныне знаменитых рассказов и повестей: "Омон Ра", "Жизнь насекомых", "Принц Госплана", "Бубен нижнего мира", "Встроенный напоминатель".

Отражая катастрофичность времени, Пелевин с блеском использует сатирическую манеру, близкую Н.В. Гоголю. Ирония, фантастика, гротеск становятся ведущими художественными приемами. Так, в повести "Жизнь насекомых" необычайно точно и потрясающе правдиво сопоставляется жизнь людей с бытием мух и комаров. Вместе с тем, автор не претендует на роль первооткрывателя, тон его изложения как бы подводит читателей к гениальным открытиям в области "повседневного".

Виктор Пелевин поднимает тревожные вопросы "омашинивания", превращения человека в придаток компьютерного мира и виртуальной реальности. В повести "Принц Госплана" личность молодого человека изображается как слепок компьютерной игры "Принц". Шаг за шагом идя по лабиринтам нереального электронного мира, герой в тоже время проживает обычную жизнь человека в 20 веке. У игры много уровней: с низких можно переходить вверх, а с высших проваливаться вниз - при этом меняются коридоры, меняются ловушки, по-другому выглядят кувшины, из которых герой пьет, чтобы восстановить свои жизненные силы. Цель игры - подняться до последнего наивысшего уровня. Очень уж эта игра напоминает нашу повседневную жизнь с ее вечным стремлением достичь более высоких ступеней в обществе.

Наверное, это и есть главный секрет Пелевина: просто и остроумно писать о самых сложных явлениях современной жизни. Может поэтому молодежь все же читает его произведения.

Инна ПОПОВА, гр. О-21

 

Причина, почему влюбленные никогда не скучают в обществе друг друга, заключается в том, что они постоянно разговаривают о самих себе.

Ф. Ларошфуко

Испорченные люди - это те, у кого нет любви.

Б. Шоу

В конечном счете, любовь - не что иное, как отражение в людях собственных достоинств человека.

Р. Эмерсон

Кто наслаждается одиночеством - либо дикий зверь, либо Бог.

Ф. Бэкон

Нам нравятся за что-то; мы любим несмотря ни на что.

Анри де Монтеран

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, если плохая - станешь философом.

Сократ

Любой судьбе любовь дает отпор.

М. Сервантес

Любовь - наше второе рождение.

О. Бальзак

Любовь не установишь никаким "должен", никаким "нельзя" - только свободным соревнованием со всем миром.

В. Маяковский

Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, я постараюсь быть лучше себя.

М. Пришвин

Когда хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и стряхни пыльцу с крыльев бабочки.

Д. Дидро

 

Император Клавдий II собирался покорять мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало воинственным планам. Источник всех бед Клавдий II видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но между любящими сердцами нет преград - и вот епископ Валентин пренебрегает запретом тирана. Обряды совершаются тайно. Но у императора везде свои приспешники, и очень скоро Валентина бросают в тюрьму.

За несколько дней до казни к нему приводят девушку, дочку одного из тюремщиков, которая была тяжело больна, и Валентин был ее последней надеждой. Используя свой целительный дар, Валентин излечивает ее, но ему самому уже помочь нельзя. Казнь назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал: "Твой Валентин". По другим версиям, это письмо предназначалось для детей и друзей Валентина, преданно его любивших. Было это так или иначе, но именно тогда родилась красивая традиция признаваться друг другу в любви, даря своим возлюбленным "валентинки" - записки, полные любви и нежности.

В 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля днем святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают Валентина и считают его своим заступником. В этот день многие устраивают свадьбы и венчаются. Говорят, что это залог вечной любви.

 

- Невеста запатентовала предложение жениха.

- Женщины способны на все, мужчины - на все остальное.

- Таких, как ты, не было, нет и ... не надо.

- Мужчина гоняется за женщиной, пока она его не поймает.

- Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.

- Что женщине по душе, то мужчине не по карману.

- Длинные ноги - не роскошь, а средство передвижения.

- Мама, - кричит по телефону дочь. Уже два часа ночи, а мужа нет дома! Может, он у любовницы?!

- Доченька, зачем же сразу думать о худшем? Может, он просто попал под машину и лежит в морге!

***

- Если ты решил жениться, женись на японке! - советует один приятель другому.

- Почему?

- Японки - милые, нежные жены. А самое главное - твоя теща будет жить аж в Токио!

***

- Что означает кольцо на правой руке женщины?

- Что она замужем.

- А что означает кольцо на левой руке женщины?

- Ничего не значит.

- А кольца на обеих руках?

- Она замужем, но это ничего не значит.

***

Звоню. Спрашиваю:

- Это ты, любимая?

- Нет, это я, - отвечает жена.

***

Жена в слезах говорит своему мужу:

- Я тебе целую неделю твердила чтобы ты мне на день рождения ничего не покупал, а ты... так ничего и не купил.


  • К информации о газете