Электронная версия газеты Тамбовского технического государственного университета июнь-июль, 2005 №6-7 (96-97)

 

Редакция
Обратная связь

 

 

 

 

 
Профессия будущего

      В мае Тамбовский государственный технический университет посетил д.т.н., профессор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" Евгений Порфирович Попечителев с полным курсом лекций "Системный анализ и принятие решений". Евгений Порфирович работает в сфере биомедицинской инженерии более 40 лет. Он является деканом приборостроительного факультета, заведующим кафедрой биомедицинской электроники и охраны окружающей среды, членом экспертного совета ВАК по электронике, измерительной технике, радиотехнике и связи, Председателем Учебно-методического совета УМО при "ЛЭТИ". В 2003 году на факультете технической кибернетики открылась специальность "Инженерное дело в медико-биологической практике".

      - Евгений Парфирович, расскажите, в чем суть биомедицинской инженерии? Каковы ее задачи?


      - Биомедицинская инженерия - это сложная комплексная наука. Биомедицина - это одна часть, которая разрабатывает методы исследования живого объекта, и техника - другая ее часть. На грани формируется принципиально новая наука, фундаментальная проблема которой - соединение живого с неживым. Биомедицинская инженерия не является ни предметом медицины, ни предметом техники. Поэтому она развивается параллельно всем остальным наукам. Сегодня удовлетворить потребность человека в том, чтобы на него оказывали какое-нибудь воздействие с целью поддержания жизни или ликвидации заболеваний, без техники практически невозможно. Ни одна медицинская или биологическая задача без техники не осуществится. А раз так, то возникает вопрос, как оптимизировать такую технику. Ведь она работает на одном "языке", а биологический объект живет в другой "языковой системе". Чтобы их соединить, нужно поставить блок, который бы осуществил "перекодировку", понятную и технике, и биологическому организму. В месте соединения техники с живым объектом и есть проблема - они просто принципиально разные.

      - Как же решаются эти проблемы?

      - Такой сложный объект, как биологический, невозможно изучить лишь одним универсальным методом, всегда приходится использовать комплекс. В медицине весь диапазон техники - от механики до систем ядерной физики - может найти применение и использование. Была попытка воспроизвести механизмы живого в технических устройствах, этим занималась наука бионика. Но ничего не получилось, потому что методы синтеза техники должны учитывать особенности тех технических элементов, из которых состоит объект. А биологическая система принципиально другая, она работает совсем по другим программам. Появилась бионическая методология. Ее новое качество - создание биотехнических систем, таких систем, в которых работают согласованно разные технические элементы.

      - Евгений Порфирович, когда начали развиваться идеи соединения живого объекта с неживым и когда они появились в России?

      - Развитие этой науки - мировое явление. Я думаю, что эти идеи имеют глубокие корни. Если вспомнить всех ученых, которые в какой-то степени имели отношение к такого рода науке, то это вся мировая элита. Выделить одну сторону или одного ученого невозможно. Это большое количество людей, которые делали свой вклад в науку. В России первая подобная специальность открылась в 1962 году в Ленинградском университете "ЛЭТИ". Она до сих пор осталась головной. Потом появились кафедры в Москве, Томске. До 1992 года в России было всего 3 кафедры. А сегодня - 60. Это говорит о том, что эта наука интенсивно развивается.

      - И каковы успехи в развитии образования по профилю биомедицинской инженерии в нашей стране?

      - В 1994 году в России существовало 7 кафедр, прошло 10 лет - и уже 60. Можно сказать, что такому быстрому развитию "способствовали" экономические трудности. Раньше, чтобы получить определенную подготовку, студенты приезжали в центры, которые обеспечивали инженерными кадрами всю страну. Но сегодня потребности в инженерах возросли. Это связано, во-первых, с рывком в развитии техники. Появилось огромное количество исследовательских институтов, разработаны совершенно новые технологии, более эффективные и надежные. Во-вторых, оторванность разных регионов приближает образование к потребностям региона, потому что каждый регион имеет свои особенности. Эти региональные особенности, необходимость в обслуживании медицинской техники, организация исследований, новых технологий, разработка и выпуск новой техники рождают потребность в специалистах определенной подготовки. Эта специальность стала "расползаться" по России. Конечно, основная масса кафедр находится в европейской части, но и в Сибири есть 10-12 вузов, которые взялись за подготовку таких специалистов. То есть в силу того, что эта наука находится на рубеже, она очень привлекательна. 

      - Накладывают ли региональные особенности отпечаток на образование? Например, отличается ли преподавание этой специальности в "ЛЭТИ" и ТГТУ?

      - Разница есть, но она не принципиальная. Ведь в каждом регионе у людей свои заболевания, потребности, особенности, и их необходимо учитывать.

      - Евгений Порфирович, почему биомедицинская инженерия стала так популярна?

      - Взгляды меняются, и люди осознали, что техника стала неотъемлемой частью жизни человека. Мне кажется, что за эти 40 лет произошла определенная переоценка роли человека в техническом прогрессе. И оказалось, что человек - "слабое звено". У него меньше объем памяти, медленней реакции по сравнению с техническими устройствами. Но есть уникальные свойства, которые нужно эффективно использовать - интеллектуальные способности, которых у машины пока нет, способность принимать решение в необычных условиях, накапливать опыт, обучаться. Соединение человека и техники вместе - взаимная даптация, приспособление человека к технике, а техники к человеку очень эффективно. Но нельзя представить технику, которой может управлять человек необразованный. Возникает проблема обучения инженера работе с техникой. Для того, чтобы изучить эту проблему, привлекается большое количество знаний.

      - Как Вы считаете, какие изменения ждут нас в будущем?

      - Я думаю, жизнь будет перестроена полностью. Человек все будет приспосабливать к своим потребностям наиболее оптимальным способом. А раз так, то нужно изучать приспособления, потому что меняется человек. Многие современные сегодня вещи будут изменяться, и появляться более совершенные, удобные, функциональные, интересные. Сейчас проявляется тенденция к тому, что техника постоянно освобождает человека от каких-либо рутинных процедур. Мало того, человек изобретает новую технику и не может представить, как раньше жил без нее, например, без сотового телефона. Если Вы сравните обычный телефон и сотовый и посмотрите на динамику развития, то поймете, как будет развиваться наша жизнь. А что будет на самом деле, зависит от будущего поколения.

  Юлия ОРЛЮК, студентка
гуманитарного факультета, гр. О-12

 

 
Мы учимся в ТГТУ
Ольга ТИШКИНА
Павел КЛИШИН
РАССО в Тамбове
Елена ЕФРЕМОВА
Профессия будущего
Юлия ОРЛЮК
Информатик-юрист
В. Н. ЧЕРНЫШОВ
Как поправить здоровье
Елена ЕВСЕЕВА
Кто самый спортивный?
Ольга БУРОВА
Медленно, но верно!
Глеб ДЕГИЛЬ
...глаза впереди ушей...
1 2 3 4 5 6 7 8
Copyright AlmaMater TSTU При перепечатке материалов cсылка на первоисточник обязательна
alma_mater@bk.ru
Desinged by
лаборатория ТКТ PR ТГТУ